Обилие на рынке компаний, которые предлагают поставки того или иного оборудования, конечно, с одной стороны, дает возможность выбора, но с другой - таит опасность купить некачественный товар. Как же не ошибиться и выбрать надежного поставщика промышленного оборудования?
Всегда проще рассказывать на конкретном примере. Так, компания "Мегаватт" занимается продажами электродвигателей, мы будем говорить о них, тем более электродвигатели являются очень распространенным приводом строительного, производственного и любого другого оборудования.
Казалось бы - ну что может быть проще, чем купить электромотор? Именно поэтому часто приходящие заявки выглядят примерно так: «Нужен электродвигатель 90 кВт». Иногда добавляют, например, 1000 оборотов или «шестиполюсной».
Если вы отправили кому-то такую заявку и вам сразу написали в ответ, что двигатель стоит столько-то тысяч, не спешите! Давайте разберемся.
Понять сразу, какой именно мотор нужен, только по мощности и частоте вращения вала невозможно! Конечно, если в заявке указаны марка, технические характеристики, назначение, исполнение двигателя, дополнительные вопросы не потребуются, но если это не так, то вопросов будет немало.
Прежде всего: назначение двигателя. Они бывают общепромышленными, крановыми, взрывозащищенными и специальными (для насосов, редукторов, работы с частотными преобразователями, для дробилок, для пилорам, для тельферов, для компрессоров и др). При этом один двигатель заменить другим невозможно.
На фото ниже расположены: общепромышленный, крановый, взрывозащищенный, тельферный двигатель. С первого взгляда видно, какие они разные! При этом все они могут иметь одинаковые мощности и частоту вращения вала.
Наверное, теперь абсолютно понятно, что нужно начинать выбор электродвигателя с его назначения. Но это еще не все.
Сейчас одинаково распространены и отечественные и импортные электродвигатели. Почему-то многие полагают, что импортный - это просто лучше по качеству, чем отечественный. Тут сразу два заблуждения. Первое: российские электродвигатели не менее надежные, чем импортные, отличным примером этого служит тот факт, что постоянно спрашивают замену только что сгоревшим электродвигателям серии АО (АОЛ, АО2, АОС), которые не выпускаются более тридцати-сорока лет. А на производствах до сих пор еще успешно работают множество таких моторов! Второе: российские двигатели выпускаются по стандартам ГОСТ, а импортные, чаще всего по стандарту DIN (CENELEK) и у них разные габаритно-присоединительные размеры при одних и тех же параметрах (отечественные обычно идут на 1 габарит меньше), то есть поставить один вместо другого не получится!
Отдельно следует рассказать про «китайские» электродвигатели. Ни для кого не секрет, что на рынке множество оборудования выпущенного в Китае. Причем далеко не всегда на шильдике и в паспорте стоят иероглифы. Некоторые российские компании заказывают электромоторы на заводах Китая. Многие из этих компаний превосходно зарекомендовали себя на рынке, поставляя продукцию высочайшего класса. Очень часто потребитель даже не знает, что двигатель произведен в Китае, так как на шильдике указана другая страна и компания, по заказу которых эти двигатели произведены.
Есть и другой вариант - на шильдике электродвигателя, снятого с оборудования множество иероглифов, невозможно даже понять какие у него параметры. К сожалению, в такой ситуации подобрать что-то часто невозможно, по той причине, что производители оборудования могут изготавливать эти двигатели сами, не придерживаясь каких-либо стандартов. Но при безвыходной ситуации и здесь можно помочь, если снять с электродвигателя полностью все размеры и характеристики.
Итак, мы выяснили, что обязательно нужно знать назначение электродвигателя, по импортному или российскому стандарту сделан и его основные технические параметры. Но и этих знаний пока недостаточно.
Если некоторые параметры указаны через дробь, например 15/17 кВт, то электродвигатель двухскоростной (может также быть три или четыре скорости). Кроме того, электродвигатель может дополнительно быть оснащен принудительной вентиляцией (как со встроенным осевым вентилятором, который находится под кожухом и не виден, так и пристроенным «наездником»), тормозом (с напряжением питания 220В или 380В, с возможностью ручного растормаживания или без нее), с температурными датчиками, с энкодером, с усиленными подшипниками и другими опциями. Об этом обязательно нужно упоминать при заказе, так как наличие тех или иных опций у двигателя может намного увеличивать его стоимость и срок поставки.
Осталось еще упомянуть о таком важном моменте, как монтажное исполнение. В российском стандарте и в импортном оно обозначается по-разному, причем чаще всего никак не обозначено на шильде. Что же это такое?
Электродвигатель каким-то образом соединяется с приводимым в движение оборудованием. Он может жестко крепиться к нему, за фланец или устанавливаться отдельно на лапы и передавать вращение, например, посредством ременной передачи. Существует всего три способа крепления электродвигателя к оборудованию : за лапы (Рис. 1), за большой фланец (Рис. 2) или малый фланец (Рис. 3), а также комбинированные. Малые фланцы характерны для небольших электродвигателей и они в российском стандарте имеют по два варианта посадочных диаметров (это тоже надо уточнять при заказе).Для небольших электродвигателей ориентация в пространстве неважна, так как у них сравнительно малый вес. Для крупных электромоторов это имеет принципиальное значение.
Стандартно электродвигатель рассчитан на горизонтальную установку. При монтаже за фланец валом вверх или валом вниз для двигателей с большой массой необходима установка специальных подшипников, обычные могут быть просто раздавлены. Редко, но бывают случаи установки тяжелого, массой порой в тонну, двигателя, вертикально за лапы, когда он крепится «в стену». Об этом тоже необходимо предупреждать заранее, не все заводы-изготовители могут изготовить мотор с лапами, способными выдержать такую нагрузку. Понятно, что установка стандартного мотора с большой массой с креплением за лапы вертикально чревата большими неприятностями, при разгоне такого электродвигателя лапы могут попросту отвалиться.
Редко, но бывает такое, что вал электродвигателя выходит не на одну, а на две стороны (2 выхода вала). Это несколько удорожает двигатель и увеличивает срок его поставки.
Для большинства электродвигателей этих сведений уже достаточно. Отличаются от всех крановые электродвигатели, у которых есть еще варианты формы выходного вала - они бывают коническими и цилиндрическими, причем в разных комбинациях. У одного и того же кранового электромотора вариантов сочетания формы, количества концов вала и способа крепления может быть до восьми! Понятно, что такой длинный перечень вопросов выглядит несколько устрашающе для человека, впервые столкнувшимся с проблемой замены мотора у своего оборудования.
Для того, чтобы максимально облегчить подбор электродвигателя для тех, кто с этим не сталкивается или сталкивается крайне редко, мы предлагаем простой способ: присылать фотографию шильды и самого электродвигателя, в большинстве случаев этого достаточно, чтобы понять какой мотор предложить на замену. Иногда задается один-два уточняющих вопроса.
Каталоги с представленными вариантами электродвигателей есть на сайте компании «МЕГАВАТТ» http://megavattspb.ru
В случае возникновения сложностей с подбором электродвигателей рекомендуем все же обратиться к менеджеру - профессионалу для получения консультации.
Отдельно хотелось бы сказать еще вот о чем: несмотря на широкий выбор поставщиков, стоимость моторов имеет один порядок. Понятно, что отечественные дешевле, импортные дороже, но цена однотипных взаимозаменяемых электродвигателей не должна отличаться в разы! Если кто-то где-то предложил двигатель в два раза дешевле, чем у конкурентов, то стоит задуматься о надежности поставщика и качестве предлагаемого товара. Особенно в кризисные времена на рынке часто всплывает много предложений дешевых неликвидных или бывших в употреблении или совсем низкого качества электромоторов. Наверное не стоит повторять поговорку о том, что дешевый сыр бывает только в мышеловке. Стоимость электродвигателя складывается из вполне определенных составляющих и новый мотор не может быть дешевле материала, из которого он произведен.
Статья предоставлена компанией «Мегаватт» г.Санкт-Петербург.
Комментарии
(0)